Как развивать у малыша музыкальный вкус?

Клюкина Галина Владимировна

музыкальный руководитель

Знакомить малыша с классической музыкой необходимо еще до его рождения,  а затем продолжать  слушать ее  в оригинальном исполнении без специфических аранжировок.  Не предлагайте детям для восприятия так называемую адаптированную музыку (эта музыка исполняется на синтезаторе).  Репертуар подбирайте по своему вкусу,  составляйте сборники музыкальных произведений, пользуясь услугами Интернета,  ведь далеко  не всегда  подборки уже готовых дисков для восприятия классической музыки бывают удачными.  Старайтесь больше обращаться к программным произведениям («Баба Яга»,  «Марш деревянных солдатиков»,  «Танцы кукол» и др.),  так Вам легче будет ориентироваться в море музыки.

Старайтесь чаще использовать в совместной деятельности произведения классической музыки. Используйте тихую приятную классическую музыку  в период отхождения ребенка ко сну.  Можно сопровождать совместное с ребенком чтение музыкальными иллюстрациями в соответствии с содержанием сказки,  стихотворения или рассказа. Постарайтесь возбудить интерес ребенка к музыке с помощью пластических интерпретаций,  т.е. потанцуйте вместе с ребенком или попросите его сделать это,  сравнив его «танец» с музыкальным образом,  изображенным в данном произведении. Этим вы сможете стимулировать его познавательную деятельность в области овладения «языком музыки».

Посещайте вместе с ребенком  музыкальный  театр (детский музыкальный театр Н.Сац, музыкальный театр им. К.Станиславского и Н.Немировича – Данченко,  камерный театр А.Покровского).  Именно там можно услышать оригинальную классическую музыку в исполнении «живого» оркестра.  Кроме того,  можно устроить просмотр балета или музыкального спектакля дома,  т.к. такие  видеозаписи можно купить в магазинах.  Важно,  не оставлять ребенка один на один с экраном,  а проявлять искреннюю заинтересованность в просмотре спектакля,   комментировать его содержание  и отвечать на вопросы ребенка.

Слушайте сами произведения  классической  музыки,  подавая этим  ребенку положительный  наглядный пример для подражания

 

10-15_58 Забродская Оксана Валерьевна —

музыкальный руководитель

 

Учите детей слушать музыку.

Сегодня мы попробуем разобраться и ответить на крайне непростой, а порою и просто противоречивый вопрос — нужно ли слушать детям музыку, а если нужно, то какую?

Каждый человек понимает, что музыка играет в нашей жизни очень немалую роль.

Она помогает человеку и в работе, и в отдыхе, музыка способствует как релаксации, так и стимулирует активную деятельность. Вроде бы совершенно противоположное действие на первый взгляд, что вполне способно поставить в тупик, если не рассматривать воздействие музыки на человека с точки зрения двух вещей — человеческой психической организации и физики, как бы это не звучало странно.

С точки зрения физики, музыка — это волны определенного диапазона частот, которые способно воспринимать человеческое ухо. Но не все звуки в этом диапазоне являются музыкой. Основными музыкальными характеристиками являются мелодичность и тембр, а также темп и громкость звучания.

Каждая нота имеет свой частотный диапазон, например нота ля, может иметь диапазон 440 Гц, или 880 Гц, и т.д., а высота звука определяет октаву, в которой звучит эта нота. Хотелось бы подробнее остановится на понятии лада. Их существует два — мажор и минор. Мажор бывает натуральным, а минор подразделяется на три вида — натуральный, гармонический и мелодический. Отличить их друг от друга достаточно не сложно, особенно для человека немного продвинутого в музыке. Каждая мелодия, каждая песня — это, по сути, определенная последовательность звуков определенной частоты. Именно сочетание (набор) определенных частот способен влиять на человеческую психику совершенно по-разному.

Немаловажное значение имеет темп исполнения музыкального произведения и громкость звучания. Благодаря совокупности всех описанных выше параметров музыка способна вызывать у человека те или иные психические переживания и эмоции, и недаром их называют средствами музыкальной выразительности. Современная музыка к тому же использует очень большой набор музыкальный инструментов, а соответственно тембров, которые, несомненно, также влияют на восприятие человеком музыкального произведения.

КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ ДЕТСКАЯ МУЗЫКА?

Учитывая огромное количество музыкальных стилей и направлений, мы без преувеличения можем сказать, что музыка это не просто искусство, это очень мощный инструмент воздействия на человеческую психику, средство общения и коммуникации, а также, мощнейший фактор в развитии и воспитании человека.

Теперь мы и подошли непосредственно к вопросу влияния музыки на детей — на воспитание их духовных качеств посредством влияния музыки на детскую психику.

Музыка давно проникла во все сферы воспитания и развития детей, а соответственно роль ее трудно переоценить. Мультфильмы, детское кино, детские театральные спектакли и представления, детские песни — все это просто немыслимо без музыки. Но музыка как любой другой продукт, учитывая ее разнообразие, не может быть одинаково полезна маленькому человечку. И тут возникает справедливый вопрос — какую же музыку детям слушать необходимо, а какая музыка способна навредить? К сожалению, музыка может навредить! И только вы можете помочь вашему ребенку избежать этого!

КАК ЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С МУЗЫКОЙ?

Есть несколько простых правил, следуя которым вы обязательно избежите проблем, а, соответственно, ваш малыш будет в полном порядке:

1. Ставьте детям как можно чаще классическую музыку. Многочисленные эксперименты показали, что под музыку таких композиторов как Моцарт, Вивальди, Бетховен дети успокаиваются, хорошо засыпают, а главное, если такая музыка звучит при кормлении малыша, то пища усваивается намного лучше!

2. Отбирайте музыкальные произведения по принципу мелодичности и легкости звучания. Старайтесь выбирать музыку без ярко выраженных ударных партий, так как они способны зомбирующе действовать на психику.

3. Минимум низких частот. Соблюдайте это правило, так как, давно известно, что низкочастотные звуки способны влиять на психическое состояние человека не самым лучшим образом, тем более на психику ребенка.

4. Не включайте музыку громко! Если пренебречь этим правилом, ребенок может стать нервным, будет плохо спать, капризничать, ухудшится аппетит. Громкий звук травмирует нежную детскую нервную систему, а это может иметь крайне печальные последствия в будущем.

5. Ни в коем случае не позволяйте ребенку слушать музыку в наушниках! Слуховой аппарат устроен таким образом, что громкий звук наушников воздействует непосредственно на мозг человека, вызывая микросострясения. «Звуковой шок» может иметь неприятные последствия даже для взрослого человека, а для ребенка тем более!

6. Не ставьте детям тяжелый рок и его разновидности, рейв, транс и клубную музыку — именно она способна нанести непоправимый урон детской психике!!!

7. Как можно чаще ставьте детям детские песни, пойте их вместе с ними, но не забывайте следить за реакцией ребенка на ту или иную песню или мелодию — если ребенок выражает недовольство, смените песню. Музыка должна вызывать у ребенка ощущение комфорта!

8. При подборе музыкальный произведения для детей нужно учитывать время суток, когда ребенок будет слушать музыку. Если с утра можно ставить детские песни более зажигательные, бодрые и быстрые, то к вечеру настоятельно рекомендуем прослушивать медленные детские песенки и мелодии, постепенно переходя к колыбельным.

9. Прослушивание музыки у детей до 3 — х лет должно занимать не более часа в сутки — например 20 минут утром, 30 днем и 10 минут вечером, перед сном. После 3 — х лет, можно постепенно увеличивать время прослушивания музыкальный произведений. Не забывайте ставить музыку, когда делаете с детьми зарядку или занимаетесь с ними физическими упражнениями.

10. Ходите с детьми на детские спектакли, в цирк, смотрите мультфильмы и детские фильмы, разучивайте и пойте с ними детские песни.