Актуальная информация

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

 

Тамбовская городская профсоюзная организация

работников народного образования и науки РФ

Актуальная информация

для члена

Общероссийского профсоюза  образования

 

 

Выпуск № 11/2016

Тамбовская областная трехсторонняя комиссия

по регулированию социально – трудовых отношений

решением от 19 июля 2016 года заключила

РЕГИОНАЛЬНОЕ  СОГЛАШЕНИЕ

о минимальном размере оплаты труда

в Тамбовской области

с 1 июля 2016 года

на территории Тамбовской области установлен

минимальный

размер оплаты труда (МРОТ)

в сумме 7 500 руб. в месяц.

 

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности) не может быть ниже  размера минимальной заработной платы, установленного Региональным соглашением.

Для работников внебюджетного сектора экономики минимальный размер оплаты труда, установленный Региональным соглашением Тамбовской области, с 1 августа 2016 года составляет 8500 рублей в месяц.

 

Комитет

Тамбовской городской организации Профсоюза

 

август  2016 года

Уважаемые члены профсоюза!

 

С марта 2010 года сайт Тамбовской городской организации Профсоюза знакомит работников образования и социальных партнеров с уставной деятельностью местной и первичных профсоюзных организаций

МАОУ СОШ, МБДОУ, УДО города Тамбова

Зайдя на сайт,  каждый желающий найдет для себя много интересной и полезной информации об уставной деятельности Профсоюза на страницах:

«Главная», «Правовая служба», «Школа профлидера»,  «Социальное партнерство»,

«Профсоюз помог», «Школа профлидера», «Актуальная информация»,

«Твои таланты, Профсоюз!»,

«Книга Почета», «Наши контакты».

На  страничке  «Архив новостей» размещена информация об уставной деятельности Профсоюза за «2010», «2011» , «2012», 2013, 2014, 2015 гг.»

 

Приглашаем всех желающих

на наш сайт

http://www.tambov-edunion.ru/

Досрочная пенсия

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации изданы приказ от 24 сентября 2015 г. № 661н «Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой  в образовательных организациях», зарегистрированный в Минюсте России 25 декабря 2015 г., регистрационный № 40284 (далее – приказ № 661н),  приказ от 8 декабря 2015 г. № 1005н «Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой в общеобразовательных организациях для детей», зарегистрированный в Минюсте России 12 января 2016 г. № 40548 (далее – приказ № 1005н) и приказ  от 1 сентября 2015 г.
№ 588н «Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой в образовательных организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, и медицинских организациях, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», зарегистрированный в Минюсте России 27 ноября 2015 г., регистрационный № 39875 (далее – приказ Минтруда России № 558н).

Обращаем Ваше внимание на то, что при подготовке приказа № 661н
и его согласовании не были учтены замечания ЦС Профсоюза, направленные на уточнение отдельных его положений для исключения неоднозначного их толкования, на совершенствование юридической техники и формы нормативного правового акта, практическое применение которого будет значительно затруднено из-за сложности изложения и громоздкости абзацев, отсутствия их цифровых или буквенных обозначений, которые более удобны  при ссылках на установленные в них положения и  нормы. Приказы  № 1005н и № 558н с Профсоюзом не согласовывались.

При применении положений приказов № 661н, № 1005н, 558н  необходимо принять во внимание, что установление тождественности профессиональной деятельности, выполняемой в образовательных организациях после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения в образовательных учреждениях, предусмотренных разделом "Наименование должностей" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 (далее – Список), осуществляется с учетом положений, предусмотренных соответствующими пунктами Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных этим же постановлением Правительства РФ (далее – Правила).

Особое внимание следует обратить на применение с учетом пункта 12 Правил положений приказа № 661н, связанных с установлением тождественности профессиональной деятельности, выполняемой в организациях дополнительного образования, независимо от их наименований, осуществляющих в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность детей в возрасте до 18 лет по дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств, профессиональной деятельности, выполнявшейся в учреждениях дополнительного образования детей (внешкольных учреждениях), поименованных в пункте 2 раздела "Наименование должностей"  Списка.

Напомним, что в соответствии с пунктом 12 Правил работа в должностях и учреждениях, указанных соответственно в разделах  "Наименование должностей" и "Наименование учреждений" пункта 2 Списка, за периоды начиная с 1 января 2001 г. подлежала включению
в стаж
, необходимый для назначения досрочно трудовой пенсии по старости, только при наличии одновременно двух условий:

на 1 января 2001 г. у лица должен иметься стаж работы в должностях
в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

у лица должен иметься факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 разделов "Наименование должностей" и "Наименование учреждений" Списка.

Из этого следует, что если на 1 января 2001 у лиц (т.е. у работников, осуществлявших педагогическую деятельность) имелся стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев (т.е. 2/3 стажа от требуемых 25 лет для назначения досрочной пенсии) и факт работы в должностях в учреждениях, указанных
в пункте 2 разделов "Наименование должностей" и "Наименование учреждений" Списка, то уже к 1 мая 2009 г. этим лицам досрочно трудовая пенсия уже должна быть назначена (при условии, что ими к этому времени был выработан недостающий до 25 лет стаж, составляющий 8 лет и 4 месяца).

Лица, у которых имелся факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г.в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 разделов "Наименование должностей" и "Наименование учреждений" Списка, но отсутствовал по состоянию на 1 января 2001 г. стаж работы не менее 16 лет и 8 месяцевв должностях в учреждениях, указанных в Списке, уже не могли с этого времени претендовать на включение в стаж периодов работы в должностях и учреждениях, указанных в пункте 2 разделов "Наименование должностей" и "Наименование учреждений" Списка, а, следовательно, на применение к ним соответствующих положений приказа № 661н.

Следует также учесть, что на совещании в Минтруде России по подготовке комментируемого нормативного правового акта с участием представителей Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования представители Пенсионного Фонда России (ПФР) сообщили о намерениях после принятия соответствующего приказа «Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой в образовательных организациях» направить территориальным отделениям ПФР разъяснения о пересмотре пенсионных дел лиц, в отношении которых были вынесены решения об отказе во включении в стаж работы, дающей право на  назначение досрочно страховой пенсии по старости, отдельных периодов профессиональной деятельности, выполнявшейся в учреждениях (организациях) после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), по причине отсутствия новых их наименований в разделе «Наименование учреждений» Списка.

При применении приказов № 661н и №1005н необходимо также обратить внимание на пункт 13 Правил, с учетом которого устанавливается тождественность профессиональной деятельности, выполняемойв структурных подразделениях организаций, в которых обеспечивается реализация образовательных программ, направление которых соответствует профессиональной деятельности, выполнявшейся в структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в Списке или нет), указанных в пункте 13 Правил.

К примеру, в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации высшего образования, которые в Списке не предусмотрены (помимо образовательных программ высшего образования), либо общеобразовательные организации, предусмотренные Списком (помимо общеобразовательных программ начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования), имеют право осуществлять образовательную деятельность по основной общеобразовательной программе, включающей также образовательную программу дошкольного образования (п. 1 части 3 ст. 12 указанного закона).

С этой целью в штатных расписаниях таких организаций предусматриваются соответствующие структурные подразделения, а в целях досрочного пенсионного обеспечения в трудовые договора и трудовые книжки работников вносятся сведения о структурном подразделении организации с указанием его конкретного наименования, поскольку условие о работе в конкретном структурном подразделении в данном случае является  существенным условием при применении пункта 13 Правил, в том числе при применении приказа № 661н

 

РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ ПЕДАГОГОВ: ЧТО НОВОГО?

Приказом Минобрнауки России от 11.05. 2016 г. № 536  «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» утвержден новый порядок регулирования рабочего времени педагогических работников.

Ранее действующий приказ от 27.03. 2006 г. № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»  признан утратившим силу.

Положения приказа Минобрнауки России

от 11.05. 2016 г. № 536

Комментарии к изменениям

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

 

1.1.Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, устанавливают правила регулирования режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников, замещающих должности, поименованные в номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 33, ст. 4381) (далее соответственно – номенклатура должностей, педагогические работники, организации), и иные работники организации (далее – иные работники).

 

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха определяют правила регулирования режима рабочего времени и времени отдыха для педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, т.е. образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение.

При регулировании режима рабочего времени педагогических работников и руководителей  образовательных организаций применяется соответствующая номенклатура должностей.

1.2.Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников и иных работников организации устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, настоящими Особенностями с учётом:

а) режима деятельности организации, связанного с круглосуточным пребыванием обучающихся, пребыванием их в течение определённого времени, сезона, сменностью учебных, тренировочных занятий и другими особенностями работы организации;

б) продолжительности рабочего времени или норм часов педагогической работы за ставку заработной платы, устанавливаемых педагогическим работникам в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы)  педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 февраля 2015 г., регистрационный № 36204) (далее – приказ № 1601), а также продолжительности рабочего времени, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации иным работникам по занимаемым должностям;

в) объёма фактической учебной (тренировочной) нагрузки (педагогической работы) педагогических работников, определяемого в соответствии с приказом № 1601;

г) времени, необходимого для выполнения входящих в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой ими должности иных предусмотренных квалификационными характеристиками должностных обязанностей, в том числе воспитательной работы, индивидуальной работы с обучающимися, научной, творческой и исследовательской работы, а также другой педагогической работы, предусмотренной трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, – методической, подготовительной, организационной, диагностической, работы по ведению мониторинга, работы, предусмотренной планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися;

д) времени, необходимого для выполнения педагогическими работниками и иными работниками дополнительной работы за дополнительную оплату по соглашению сторон трудового договора.

 

Конкретизированы особенности, с учетом которых регулируются вопросы режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников и иных работников организации, в том числе связанные:

- с режимом деятельности организации;

- с продолжительностью рабочего времени или нормами часов за ставку заработной платы, установленными в соответствии с приказом
№ 1601, «приказом-спутником» которого является приказ № 536;

- с объёмом фактической учебной  нагрузки;

- с временем, необходимым для выполнения входящих в  должностные обязанности педагогических работников видов работ, предусмотренных в зависимости от занимаемой ими должности согласно квалификационным характеристикам;

- с временем, необходимым для выполнения педагогическими работниками и иными работниками дополнительной работы за дополнительную оплату.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Правила внутреннего трудового распорядка организации утверждаются работодателем с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа педагогических работников и иных работников (при наличии такого представительного органа)

Данное регулирование, обусловленное трудовым законодательством, непосредственно в ранее действовавшем приказе отсутствовало

1.4. Режим работы руководителей образовательных организаций, должности которых поименованы в разделе II номенклатуры должностей, определяется графиком работы с учётом необходимости обеспечения руководящих функций.

 

Режим работы руководителей определяется только в отношении руководителей образовательных организаций

II. ОСОБЕННОСТИ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ В ПЕРИОД УЧЕБНОГО ГОДА учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей в период тренировочного года или спортивного сезона.

 

 

Уточнен перечень должностей педагогических работников, режим рабочего времени которых регулируется разделом II Особенностей (включены должности старших педагогов дополнительного образования и старших тренеров-преподавателей)

2.1. Выполнение педагогической работы учителями,  преподавателями, педагогами дополнительного образования, старшими педагогами дополнительного образования, тренерами-преподавателями, старшими тренерами-преподавателями (далее – работники, ведущие преподавательскую работу) организаций характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с учебной (преподавательской) работой (далее – преподавательская работа), которая выражается в фактическом объёме их учебной (тренировочной) нагрузки, определяемом в соответствии с приказом № 1601(далее – нормируемая часть педагогической работы).

К другой части педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующей затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов (далее – другая часть педагогической работы), относится выполнение видов работы, предусмотренной квалификационными характеристиками по занимаемой должности. Конкретные должностные обязанности педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями.

1. Уточнено, что нормируемой частью педагогической работы  для перечисленных в данном разделе педагогических работников являются только нормы времени для выполнения педагогической работы, связанной с учебной (преподавательской) работой (далее – преподавательская работа), которая выражается в фактическом ее объёме (далее именуется - нормируемая часть педагогической работы).

2. Уточняется также порядок регулирования выполнения другой части педагогической работы работников, поименованных в разделе II, которая требует затрат рабочего времени, но не может быть конкретизирована по количеству часов, поскольку выполнение таких работ осуществляется не ежедневно, не еженедельно и даже не ежемесячно  (далее – другая часть педагогической работы).

 

2.2 Нормируемая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые учебные (тренировочные) занятия (далее – занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым занятием, установленные для обучающихся, в том числе «динамическую паузу» (большую перемену) для обучающихся I класса. При этом учебная (преподавательская) нагрузка исчисляется исходя из продолжительности занятий, не превышающей 45 минут.

Исключено (как нецелесообразное) суммирование неустановленных перерывов при проведении спаренных занятий, которые должны были использоваться для выполнения другой педагогической работы.

2.3. Другая часть педагогической работы, определяемая с учётом должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по должностям, занимаемым работниками, ведущими преподавательскую работу, а также дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемых с их письменного согласия за дополнительную оплату, регулируется следующим образом:

самостоятельно – подготовка к осуществлению образовательной деятельности и выполнению обязанностей по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, участие в разработке рабочих программ предметов, курсов, дисциплин (модулей) (в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и с правом использования как типовых, так и авторских рабочих программ), изучение индивидуальных способностей, интересов и склонностей обучающихся;

в порядке, устанавливаемом правилами внутреннего трудового распорядка, – ведение журнала и дневников обучающихся в электронной (либо в бумажной) форме;

правилами внутреннего трудового распорядка – организация и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся;

планами и графиками организации, утверждаемыми локальными нормативными актами организации в порядке, установленном трудовым законодательством – выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических советов, методических советов (объединений), работой по проведению родительских собраний;

графиками, планами, расписаниями, утверждаемыми локальными нормативными актами организации, коллективным договором, – выполнение дополнительной индивидуальной и (или) групповой работы с обучающимися, участие в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, проводимых в целях реализации образовательных программ в организации, включая участие в концертной деятельности, конкурсах, состязаниях, спортивных соревнованиях, тренировочных сборах, экскурсиях, других формах учебной деятельности (с указанием в локальном нормативном акте, коллективном договоре порядка и условий выполнения работ);

трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору) – выполнение с письменного согласия дополнительных видов работ,  непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях дополнительной оплаты (классное руководство; проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками; руководство методическими объединениями; другие дополнительные виды работ с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты);

локальными нормативными актами организации – периодические кратковременные дежурства в организации в период осуществления образовательного процесса, которые при необходимости организуются в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся различной степени активности, приёма ими пищи.

При составлении графика дежурств в организации работников, ведущих преподавательскую работу, в период проведения занятий, до их начала и после окончания занятий, учитываются сменность работы организации, режим рабочего времени каждого работника, ведущего преподавательскую работу, в соответствии с расписанием занятий, общим планом мероприятий, а также другие особенности работы, с тем чтобы не допускать случаев длительного дежурства работников, ведущих преподавательскую работу, и дежурства в дни, когда учебная (тренировочная) нагрузка отсутствует или незначительна. В дни работы работники, ведущие преподавательскую работу, привлекаются к дежурству в организации не ранее чем за 20 минут до начала занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего занятия.

Педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении единого государственного экзамена в рабочее время и освобождённым от основной работы на период проведения единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ), предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении ЕГЭ, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счёт бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение ЕГЭ.

1. В отличие от прежнего порядка регулирования другой части педагогической работы, выполняемой педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу, установлен различный порядок регулирования в зависимости от:

-  видов работ, входящих в должностные обязанности педагогических работников согласно  квалификационным характеристикам помимо учебной (преподавательской) работы;

- видов дополнительной работы, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемых с их письменного согласия за дополнительную оплату.

 

 

 

 

2. Следует также обратить внимание, на то, что  локальным нормативным актом, коллективным договором должны определяться порядок и условия выполнения таких видов работ,  как:

- выполнение дополнительной индивидуальной и (или) групповой работы с обучающимися;

- участие в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, проводимых в целях реализации образовательных программ в организации, включая участие в концертной деятельности, конкурсах, состязаниях, спортивных соревнованиях, тренировочных сборах, экскурсиях, других формах учебной деятельности.

Принимая во внимание, что выполнение перечисленных видов работ связано со значительными затратами рабочего времени, под порядком и условиями выполнения этих работ  следует понимать определение локальным нормативным актом и (или) коллективным договором размеров оплаты труда и (или) возможности предоставления другого дня отдыха.

3. Предусмотрена необходимость определения субъектом РФ за счёт бюджетных ассигнований бюджета субъекта РФ, выделяемых на проведение ЕГЭ, гарантий и компенсаций для педагогических работников образовательных организаций, участвующих по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении ЕГЭ в рабочее время и освобождённых от основной работы на период проведения ЕГЭ, т.е. установление таким педагогическим работникам за работу по подготовке и проведению ЕГЭ размера и порядка выплаты указанной компенсации.

2.4. В дни недели (периоды времени, в течение которых функционирует организация), свободные для работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения занятий по расписанию, от выполнения непосредственно в организации иных обязанностей, установленных трудовым договорами, регулируемых графиками и планами работ, а также выполнения дополнительных возложенных обязанностей за дополнительную оплату труда, обязательное присутствие в организации не требуется.

При составлении расписаний занятий, планов и графиков работ рекомендуется предусматривать для указанных работников свободный день с целью использования его для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям

1. Конкретизировано, что обязательное присутствие работников, ведущих преподавательскую работу, не требуется в дни недели (в периоды времени, в течение которых функционирует организация), свободные:

- от проведения занятий по расписанию;

- от выполнения непосредственно в организации иных обязанностей, установленных трудовым договорами, регулируемых графиками и планами работ;

- от выполнения дополнительных возложенных обязанностей за дополнительную оплату труда.

Следует еще раз напомнить, что к работникам, ведущим преподавательскую работу (перечень дан в пункте 2.1 Особенностей), не применяется продолжительность рабочего времени, составляющая 36 часов (не более 36 часов) в неделю.

2. Рекомендовано предусматривать для работников, ведущих преподавательскую работу, свободный день с целью использования его для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям.

Рекомендательная норма предусмотрена в связи с тем, что  установление такого свободного дня может зависеть от режима работы организации в течение 5-6-дневной рабочей недели, обеспеченности кадрами, объема учебной нагрузки учителей, соблюдения гигиенических требований к режиму образовательной деятельности для обучающихся в соответствии с нормами СанПиН, сменности занятий и других особенностей.

Данное положение  приказом № 536 не предусмотрено, поскольку регулирование в отдельных случаях для учителей, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка и гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере, предусмотрено в приложении  1 к приказу № 1601 (п. 4 примечаний) и в пункте 2.2 приложения 2 к приказу № 1601.

Вместе с тем, при определении формы догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой образовательные организации могут использовать перечисленные виды педагогической работы.

Если формой догрузки, к примеру, учителей начальных классов до установленной недельной нормы часов служит педагогическая работа в группе продленного дня (далее - ГПД), то для сохранения за ними  полной ставки заработной платы, установленной по должности учителя, эта работа в счет догрузки не должна превышать количества часов в неделю, которого не достает до 18 часов, независимо от того, за какую норму часов педагогической работы в неделю  устанавливается ставка заработной платы воспитателям ГПД.

В том случае, когда учителя начальных классов, догруженные до 18 часов в неделю работой в качестве воспитателя ГПД, будут выполнять (с их согласия) работу воспитателя в ГПД в объеме, превышающем  необходимое в счет догрузки до 18-ти количество часов в неделю,  то отработанное в ГПД  время, но уже в должности воспитателя подлежит дополнительной оплате в порядке и на условиях, установленных для воспитателя в ГПД, имея в виду, что ставка заработной платы воспитателей в ГПД устанавливается за  30 часов в неделю.

2.5. Режим рабочего времени учителей 1-х классов определяется с учётом санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 (с изменениями), предусматривающих использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре – октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре – декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь – май – по 4 урока по 45 минут каждый), а также «динамическую паузу» (большую перемену) в середине учебного дня продолжительностью не менее 40 минут. Указанный режим обучения на порядке определения учебной нагрузки и оплате труда учителей не отражается.

1. Уточняются ссылки на постановления Главного государственного санитарного врача РФ, утверждающие
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

2. В части использования «ступенчатого» режима обучения уточняются сроки использования такого режима. Так, согласно изменениям в СанПиН вместо первых двух месяцев такой режим используется в первом полугодии.

3. Уточняется также такое понятие, как «динамическая пауза», которое относится к «перемене», устанавливаемой  в середине учебного дня большей продолжительностью, составляющей не менее 40 минут.

4. Сохранено положение о том, что «ступенчатый» режим обучения на порядке определения учебной нагрузки и оплате труда учителей не отражается.

III. РАЗДЕЛЕНИЕ РАБОЧЕГО ДНЯ НА ЧАСТИ

 

 

3.1.  При составлении графиков работы педагогических и иных работников перерывы в рабочем времени, составляющие более двух часов подряд, не связанные с их отдыхом и приёмом пищи, не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Особенностями.

При составлении расписаний занятий организация обязана исключить нерациональные затраты времени работников, ведущих преподавательскую работу, с тем чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы между каждым занятием, которые для них рабочим временем не являются в отличие от коротких перерывов (перемен), установленных для обучающихся.

Длительные перерывы между занятиями при составлении расписания допускаются только по письменному заявлению работников, ведущих преподавательскую работу.

1.При регистрации приказа в Минюсте России было предложено исключить слова в скобках «(так называемые «окна»)», используемые в педагогических коллективах, как корпоративное понятие, но не являющееся нормативным определением длительных перерывов между каждым занятием, не относящихся к рабочему времени педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, в отличие от коротких перерывов (перемен), установленных для обучающихся, которые относятся к их рабочему времени.

Согласно статьи 108 ТК РФ к рабочему времени не относится перерыв, составляющий более двух часов.

2. Вместе с тем определено, что длительные перерывы между занятиями при составлении расписаний  возможны, но допускаются только по письменному заявлению педагогических работников.

Понятие «допускается», по всей видимости,  может означать, что данное решение может быть принято в виде исключения, если это не повлечет за собой нарушение прав других педагогических работников.

3.2 .В исключительных случаях в организации с круглосуточным пребыванием обучающихся, в которых чередуется воспитательная и учебная деятельность в течение дня в пределах установленной нормы часов, работодатель с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа) устанавливает локальным нормативным актом для воспитателей, осуществляющих педагогическую работу в группах обучающихся школьного возраста, режим рабочего дня с разделением его на части с перерывом, составляющим два и более часа подряд, с соответствующей компенсацией такого неудобного режима работы в порядке и размерах, предусматриваемых коллективным договором. Время указанного перерыва в рабочее время не включается.

Перерывы в работе, образующиеся в связи с выполнением воспитателями педагогической работы сверх установленных норм, к режиму рабочего дня с разделением его на части не относятся.

В целях экономии времени воспитателей целесообразно предусматривать вместо режима рабочего времени с разделением его на части с перерывом более двух часов режим их работы с разной ежедневной продолжительностью рабочего времени в утренние часы до начала занятий у обучающихся и в часы после их окончания, имея в виду установление суммированного учёта рабочего времени, с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени в неделю (месяц, квартал) не превышала среднемесячной нормы часов за учётный период.

1. Основанием для применения положения о разделении рабочего дня на части, предусмотренного данным пунктом, является  наличие  режима с круглосуточным пребыванием обучающихся.

2. Указан иной представительный орган работников (при его наличии), с учетом мнения которого может устанавливаться  режим рабочего дня с разделением его на части с перерывом, составляющим два и более часа подряд, с соответствующей компенсацией такого неудобного режима работы.

IV. РЕЖИМ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И ИНЫХ РАБОТНИКОВ  В КАНИКУЛЯРНОЕ ВРЕМЯ

 

4.1. Периоды каникулярного времени, установленные для обучающихся организации и не совпадающие для педагогических работников и иных работников с установленными им соответственно ежегодными основными удлинёнными и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками, ежегодными основными и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками (далее соответственно – каникулярное время и отпуск), являются для них рабочим временем с оплатой труда в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

1.Определена общая норма оплаты труда, регулируемая в соответствии с законодательством Российской Федерации, для всех случаев выполнения работы педагогическими и иными работниками в период каникул для обучающихся, не совпадающий с отпусками работников, предусмотренными как в настоящем разделе,  так  и в разделе V Особенностей, а также в п. 6.1. раздела VI Особенностей.

4.2. В каникулярное время, не совпадающее с отпуском педагогических работников, уточняется режим их рабочего времени. Педагогические работники в каникулярное время выполняют педагогическую (в том числе методическую и организационную) работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их педагогической работы (установленного объёма учебной (тренировочной) нагрузки (педагогической работы), определённой им до начала каникулярного времени, а также времени, необходимого для выполнения работ, предусмотренных пунктом 2.3 настоящих Особенностей (при условии, что выполнение таких работ планируется в каникулярное время).

Режим рабочего времени учителей, осуществляющих обучение на дому детей в соответствии с медицинским заключением, в каникулярное время определяется с учётом количества часов указанного обучения таких детей, установленного им до начала каникул.

Каникулярное время, не совпадающее с отпуском педагогических работников, используется также для их дополнительного профессионального образования в установленном трудовым законодательством порядке.

 

1. Предусмотрено, что  в каникулярное время, не совпадающее с отпуском педагогических работников,  которое является их рабочим временем, режим их рабочего времени подлежит уточнению.

2. Установлено, что педагогические работники в этот период выполняют педагогическую (в том числе методическую и организационную) работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их педагогической работы (т.е. установленного объёма учебной  нагрузки), определённой им до начала каникулярного времени.

3. Рабочее время в этот период может увеличиваться за счет времени, необходимого для выполнения видов  работ, предусмотренных п. 2.3. Особенностей, если такие работы планируются в каникулярное время.

3. В каникулярный период, не совпадающий с отпуском, педагогический работник может быть направлен для получения дополнительного профессионального образования.

При этом должны быть соблюдены все гарантии, связанные с получением такого образования.

4.3. Режим рабочего времени педагогических работников, принятых на работу в период летнего каникулярного времени обучающихся, определяется в пределах продолжительности рабочего времени или нормы часов педагогической работы в неделю, установленной за ставку заработной платы.

Для принятых в каникулярное время педагогических работников, для которых установлены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, устанавливается режим рабочего времени в пределах нормы часов педагогической работы в неделю, установленной за ставку заработной платы.

4.5. Режим рабочего времени руководителей образовательных организаций, должности которых поименованы в разделе II номенклатуры должностей, в каникулярное время, не совпадающее с их отпуском, определяется в пределах продолжительности рабочего времени, установленной по занимаемой должности.

Работники из числа учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала организаций в период, не совпадающий с их отпуском, привлекаются для выполнения организационных и хозяйственных работ, не требующих специальных знаний и квалификации, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уточнен режим рабочего времени  в каникулярный период, не совпадающий с отпуском,   для руководителей образовательных организаций и иных категорий работников.

4.6. Режим рабочего времени всех работников в каникулярное время регулируется локальными нормативными актами организации и графиками работ с указанием их характера и особенностей.

В локальном нормативном акте организации и графике работ в каникулярное время  указывается не только характер выполняемых  работ, но и особенности их выполнения.

V. РЕЖИМ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И ИНЫХ РАБОТНИКОВ В ПЕРИОДЫ ОТМЕНЫ (ПРИОСТАНОВКИ) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ (деятельности организации по реализации образовательной программы, по присмотру и уходу за детьми) по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям

 

5.1.Периоды отмены (приостановки) занятий (деятельности организации по реализации образовательной программы, по присмотру и уходу за детьми) для обучающихся в отдельных классах (группах) либо в целом по организации по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям являются рабочим временем педагогических работников и иных работников.

5.2. В периоды, указанные в пункте 5.1 настоящих Особенностей, педагогические работники и иные работники привлекаются к выполнению работ в порядке и на условиях, предусмотренных для режима рабочего времени работников организации в каникулярное время.

Рабочим временем, не совпадающим с отпусками педагогических и иных работников организаций, является не только отмена занятий для обучающихся в отдельных классах (группах) либо в целом по организации по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям, но и приостановка занятий или деятельности организации по реализации образовательной программы, по присмотру и уходу за детьми.

в случаях привлечения педагогических и иных работников к работе в периоды отмены (приостановки) занятий (деятельности организации по реализации образовательной программы, по присмотру и уходу за детьми), не совпадающие с их отпуском, применяются   порядок и условия, предусмотренные для режима рабочего времени работников организации в каникулярное время.

VI. РЕЖИМ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И ИНЫХ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ЛЕЧЕНИЕ, ОЗДОРОВЛЕНИЕ И (ИЛИ) ОТДЫХ

 

 

 

6.1. Режим рабочего времени педагогических работников и иных работников, привлекаемых с их письменного согласия в каникулярное время, не совпадающее с их отпуском, к работе в той же местности в организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, в организациях, осуществляющих социальное обслуживание, определяется в порядке и на условиях, предусмотренных для режима рабочего времени педагогических работников и иных работников в каникулярное время.

Наряду с регулированием режима рабочего времени педагогических работников и иных работников, привлекаемых в каникулярное время, не совпадающее с их отпуском, к работе в той же местности в организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, в организациях, осуществляющих социальное обслуживание, изменено условие  привлечения их к такой работе.

Обязательным условием для привлечения к такой работе, прежде всего, является письменное согласие работников.

6.2. Привлечение педагогических работников и иных работников в каникулярное время, не совпадающее с их отпуском, к работе в качестве руководителей длительных (без возвращения в тот же день) походов, экспедиций, экскурсий, путешествий в другую местность допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

VIII. РЕГУЛИРОВАНИЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ОТДЕЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ  РАБОТНИКОВ

 

8.1. Режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка организации с учётом:

выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;

подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе с участниками образовательного процесса, обработки, анализа и обобщения полученных результатов консультативной работы, заполнения отчётной документации. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в организации, так и за её пределами.

8.2. В дошкольных образовательных организациях (группах) с 12-часовым пребыванием воспитанников при 5-дневной рабочей неделе (60 часов работы в неделю), в которых на каждую группу воспитанников предусматривается по две должности воспитателя (72 часа работы), режим их рабочего времени определяется с учётом выполнения каждым воспитателем нормы педагогической работы в течение 36 часов в неделю.

Режим 36-часовой рабочей недели каждым воспитателем может обеспечиваться путём одновременной ежедневной работы двух воспитателей в течение 6 часов в неделю для каждого воспитателя либо замены каждым воспитателем в течение этого времени воспитателей, отсутствующих по болезни и другим причинам, выполнения работы по изготовлению учебно-наглядных пособий, методической и другой работы, регулируемой правилами внутреннего трудового распорядка дошкольной образовательной организации, а также её локальными нормативными актами.

Сохранено прежнее регулирование особенностей режима рабочего времени

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сохранено прежнее регулирование особенностей режима рабочего времени

 

Источник: газета «Мой Профсоюз», № 25,   23 июня 2016 года