Доступная среда

В дошкольном учреждении создана безбарьерная среда, позволяющая комфортно чувствовать себя воспитанникам, в том числе и инвалидам лицам с ограниченными возможностями здоровья.

В образовательной организации воспитываются дети с нарушением речевого развития, задержкой психического развития, расстройством аутистического спектра, дети-инвалиды. С 3 до 5 лет воспитанники с ОВЗ  интегрированы в группы общеразвивающей направленности. Для детей 5-6  лет открыто 2 группы комбинированной направленности. Комбинированные группы оснащены необходимым оборудованием, учебно-наглядными пособиями с учетом специфики коррекционной работы. Коррекционно-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья оказывают учителя- логопеды, педагог-психолог, воспитатели групп и специалисты, через фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы.

Специально оборудованные учебные кабинеты:

Кабинет учителя-логопеда

В ДОУ созданы условия для проведения коррекционной работы с детьми. Оснащены 2 логопедических кабинета, которые предназначены для проведения диагностического обследования речевого развития детей дошкольного возраста, а также для проведения подгрупповых и индивидуальных занятий  с детьми. Логопедический кабинет имеет зеркало настенное с лампой дополнительного освещения, зеркала для индивидуальной работы, столы и стулья для детей, пособия для занятий. Имеющиеся специальные учебные пособия и дидактические материалы предназначены для проведения коррекционно-образовательной деятельности с детьми, имеющими фонетико – фонематические и тяжелые нарушениями речи. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся с использованием демонстрационных и дидактических материалов, игр, игрушек, пособий, электронных образовательных ресурсов, аудио и видеозаписей, мультимедийных презентаций. Помещения оснащены ноутбуками, что позволяет использовать в коррекционной работе электронные образовательные ресурсы. Для воспитанников с фонетико – фонематическими нарушениями речи в 2019-2020 учебном году функционируют 2 группы комбинированной направленности для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи. В дошкольном учреждении реализуются:

Кабинет педагога-психолога

В детском саду организовано психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ. В кабинете педагога-психолога проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию познавательной и эмоциональной сфер развития воспитанников, диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе и консультации для родителей. Деятельность педагога-психолога направлена на создание условий, способствующих охране психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.

 

Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования  инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

Музыкальный зал

Музыкальный зал в ДОУ предназначен для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. Здесь проводится ООД, досуги, праздники, утренники и развлечения. Музыкальный зал оснащен современным оборудованием: мультимедийный программный комплект, пианино, синтезатор, музыкальный центр, учебно методическими материалами: оборудованием для музыкальных игр-драматизаций, атрибутами для игр, детскими музыкальными инструментами (металлофоны, ксилофоны, барабаны, бубны, гармошки, погремушки),портретами композиторов. Создана фонетика (диски, аудиозаписи), имеется нотный материал, Музыкальный кабинет оснащен современной музыкально-методической литературой и дидактическими играми.

Сенсорная комната

Для создания положительного эмоционального фона и преодолении нарушений эмоционально-волевой сферы оборудована сенсорная комната.  Оснащение ее  разнообразно: интерактивная воздушно-пузырькова трубка, звездный дождь, мягкие кресла, световой стол для рисования песком, стена для развития мелкой моторики, ароманабор, тактильные шарики, кинетический песок,  специальное музыкальное сопровождение. Здесь нет опасных, твердых предметов, всего того, что может сковать действия ребенка, навредить, и есть все необходимое для развития и оказания положительного воздействия на психику ребенка — уменьшить тревожное состояние, снизить агрессию, научить саморегуляции, снять мышечное и психоэмоциональное напряжение.

Студия творчества

С целью развития творческой активности воспитанников, самостоятельности в творческой деятельности, в ДОУ создана  студия творчества, оборудованная  материалами для изодеятельности, лепки, аппликации, занятиями с природным материалом. В студии имеются  технические средства: интерактивная доска, мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук). Регулярно в студии организуются выставки работ воспитанников.

 

Студия искусств

Создана в ДОУ для формирования у воспитанников танцевальных, театральных, вокальных навыков. В студии проводятся занятия по ритмике, хореографии, театральные и вокальные кружки, целью которых является научить  детей владеть своим телом, обучить культуре движения, основам классического, народного и детского танца, музыкальной грамоте и основам актерского мастерства, научить детей вслушиваться в музыку, различать выразительные средства, согласовывать свои движения с музыкой. На стенах студии размещены зеркала, позволяющие детям контролировать свои движения.

 

Библиотеки

Библиотека педагогической литературы в дошкольном учреждении располагается в методическом кабинете. Весь книжный фонд ДОУ можно условно разделен на три части:

Книги для воспитателя (методическая и справочная литература), репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия.

Методическая литература размещена по разделам: «Физическое развитие», «Социально-личностное развитие», «Игра», «Коммуникация», «Экологическое воспитание», «Музыкальное развитие», «Художественная литература», «Продуктивная деятельность», «Конструирование», «Дошкольная педагогика», «Психология», «Познавательное», «Справочная литература» (различные энциклопедии, справочники).

В ДОУ оборудовано отдельное помещение для детской библиотеки, где проводятся занятия по речевому развитию, приобщению воспитанников к миру художественной литературы.

В библиотеку детской художественной литературы входят, прежде всего, произведения, рекомендованные программой, по которой работает ДОУ. Чтобы педагоги не тратили много времени на поиски нужной книги, созданы библиографические списки по темам (о родине, о природе, о технике и т.д.), по разделам, по методикам, по отдельным проблемам.

А так же в библиотеку входят детские книги способствующие знакомству с различными видами книг, литературных жанров, познавательного интереса.

В библиотеке книги  систематизированы по разделам.

— наша Родина Тамбов;

— веселый календарь;

— читаем, думаем, творим;

— стать отличником мечтаю;

— сказочная карусель и др.

Объекты спорта, приспособленные для использования  инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

 

Физкультурный зал

В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого в отдельном помещении оборудован физкультурный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, ООД, физкультурные досуги, праздники и развлечения. В зале имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы: — гимнастическая стенка, гимнастическая доска, гимнастическая скамейка, стойки и планки для прыжков; спортивный инвентарь — мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки, гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки и др. Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо — физиологическим особенностям детей, их возрасту.

Спортплощадка     На территории оборудованы 2 спортивные площадки: футбольное поле, и площадка для проведения ООД, с баскетбольными щитами, лабиринтом, рукоходом, прыжковой ямой.

Средства обучения и воспитания, приспособленных для использования  инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.

Средства обучения подразделяются на следующие виды:

  • печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т. д.)
  • электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т. д.)
  • аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях).
  • наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски).
  • демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные).
  • спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. д.).

Образовательную деятельность с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья осуществляют воспитатели, инструкторы по физической культуре, музыкальные руководители, учителя – логопеды, педагоги – психологи, педагог дополнительного образования. Педагогические работники, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, прошли курсы повышения квалификации по программе «Организация инклюзивного дошкольного образования» в объеме 36 часов.

Методический кабинет

Методический кабинет оснащен необходимыми для обеспечения воспитательно-образовательного процесса пособиями, литературой, картинами, играми, художественной литературой, мультимедийным оборудованием, которые подобраны в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие,познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Средства обучения и воспитания сформированы по видам:

  • методическая литература;
  • наглядно-методические пособия;
  • дидактические пособия;
  • наглядно-дидактические пособия;
  • наглядные пособия

Образовательная среда создана с учетом возрастных возможностей детей и конструируется таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. В каждой возрастной группе созданы «уголки», которые содержат в себе познавательный и развивающий материал в соответствии с возрастом детей: конструирование, общение, изобразительное творчество. Развивающая предметно-пространственная среда соответствует требованиям ФГОС ДО и является содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья

МБДОУ «Детский сад № 54 «Аленький цветочек» введен в эксплуатацию в 1978 году. Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.  Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло «Выход», видеонаблюдением. В коридорах размещена световая разметка (полосы на лестничных маршах). Вход оборудован навесом и тактильной вывеской «Название учреждения» со шрифтом Брайля. Доступ в здание для маломобильных групп населения обеспечивается при помощи персонала дошкольного учреждения. Около входной двери расположен звонок для вызова сотрудника с целью оказания помощи инвалидам всех категорий (сопровождение до места оказания услуги).

 

Специальные условия питания

Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не практикуется.

В дошкольном учреждении обеспечивается сбалансированное четырехразовое питание детей в соответствии с их возрастом и временем пребывания, согласно требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13. Организация питания осуществляется в соответствии с 20-дневным меню.  Учитывается адекватная энергетическая ценность рациона, соответствующая энергозатратам детей, его сбалансированность  по всем заменяемым и незаменяемым пищевым ингредиентам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры, различные классы углеводов. Максимальное разнообразие рациона, высокая технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивает их вкусовые достоинства и сохранность пищевой ценности.  Пищеблок оборудован необходимым технологическим, холодильным и моечным оборудованием, групповые ячейки обеспечены буфет-раздаточными с соответствующей посудой, мебелью.

 

Специальные условия охраны здоровья

В ДОУ созданы условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.   Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в МБДОУ функционирует медицинский и процедурный кабинеты. Медицинский кабинет оснащён оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13. На основании заключённого договора медицинское сопровождение воспитанников детского сада осуществляют медицинские работники ТОГБУЗ «ГДП Коваля г. Тамбова». Они организуют систематический контроль  за состоянием здоровья воспитанников, проводят консультации для воспитателей, родителей, профилактические мероприятия   по предупреждению заболеваний  среди воспитанников (профосмотры). Всем  педагогическим составом пройдены курсы «Первая доврачебная помощь» и «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья».

В детском саду используются здоровьесберегающие технологии, направленных на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ. В образовательном учреждении с целью охраны  здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:

  • проведение профилактических осмотров;
  • мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
  • осуществление систематического контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
  • обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
  • осуществление контроля за физическим,  гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
  • осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.

Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует  требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»).

 

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ

Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ  предоставлены при работе с официальным сайтом МБДОУ «Детский сад № 54 «Аленький цветочек» и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих. Имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы).

Положение о порядке бесплатного доступа работников МБДОУ «Детский сад № 52 «Маячок» к информационно — телекоммуникационным сетям и базам данных, учебных и методическим материалам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

На сайте дошкольного образовательного учреждения имеется страничка «Лучшие интернет-ресурсы для детей», рекомендуемые для использования  педагогами и родителями в работе с детьми. Однако, доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам в детском саду не предусматривается.

Электронные образовательные ресурсы:

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В нашем детском саду имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это:

  • интерактивная доска с комплектом программного обеспечения;
  • мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук) — в музыкальном зале; переносная мультимедийная установка;
  • музыкальные центры (музыкальный, спортивные залы);
  • магнитофоны, ЖК панели (в каждой возрастной группе).

Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.